Alt-Shift: Рождество 2011!

24.01.2011

И снова нас настигли длинные каникулы всероссийского масштаба. Дома сидеть скучно и совсем не по нам. Давно свербило, хотелось покататься на снегоходах, особенно выросло это желание после греческих квадриков. Что ж, заранее подыскиваем себе тур у Кольских экспедиций. Планируем маршрут, бронируем гостиницы, в которых будем оставаться на ночлег, покупаем пару-тройку новых тёплых вещей (север как-никак) и ждём того самого загадочного момента икс.

Полностью прочитать отзыв с фотографиями alt-shift можно и в ЖЖ Alt-Shift

Утром нам была назначена встреча в кафе Kaffein, где собралась наша группа. Все были из Москвы, только мы представляли другой регион :) Наталья нам представила нашего "папу и маму" на ближайшие дни - Сергея Коняева. В тот момент мы ещё не знали, какой он Человек с большой буквы "Ч". Мы позавтракали и отправились на базу. Там нас экипировали в соответствии с далеко не тёплой погодой в горах: выдали тёплые непродуваемые комбинезоны, шлемы, обувку. Мы прочли листовки с техникой безопасности, поставили свои закорючки.

Затем Сергей рассказал нам, что Хибины являются весьма лавиноопасным местом и провёл соответствующий инструктаж по лавинной безопасности, так же объяснил принцип работы личного поискового бипера и выдал каждому по одному. Т.ч. мы, в некоем роде, были хотя бы морально защищены от лавины и если бы мы попали под неё, то, чисто теоретически, нас бы нашли :) И вот мы наконец спустились к снегоходам.

На старт

Сергей нам последовательно рассказывал как обуздать этих коней. Как ни странно, но руки-ноги не мёрзли, хотя должны были. Наверное некогда было.

А тем временем, наши вещи и снегоступы упаковали на сани.

Но вот мы уже завели моторы и двинулись в направлении к горной гостинице Куэльпорр

По пути мы остановились и послушали рассказ Сергея про перевал Географов.

На старт

Мы ещё частенько останавливались, чтобы "притереться" к снегоходам.

И вот наша база отдыха перед нами! Поразительно, как среди гор, куда обычный транспорт не доберётся, можно возвести столь комфортный дом!

Ну снегоходы мы в первый раз не совсем в линеечку выстроили :) Перед базой стоят столбики с многочисленейшими указателями во всех направлениях тех или иных городов, баз, клубов и т.д. и т.п. Если мы бы знали об этом заранее, то обязательно привезли и повесили указатель "Выборг". Думаю что сделаем это в следующий раз.

Мы устроились, пообедали и стали собираться к ещё одной вылазке на сегодня - г.Петрелиуса.

Взобравшись наверх Восточного перевала Петрелиуса, нам открылся изумительный вид на долину.

На старт

А с другой стороны быстро садилось так и не выглянувшее в полярную ночь солнце.

На второй день после обильного завтрака мы, прихватив снегоступы, пошли пешочком к "Красивому водопаду", одноимённый указатель к которому нам уже попадался по пути. Сергей нас предупреждал, чтобы мы не одевались слишком тепло, т.к. будет жарко. Но ведь за окном минус 30, поэтому решили не рисковать, и оделись как и планировали на севере, но комбинезоны решили не надевать. Водопад расположен на ручье Рисйок около горы Куэльпорр. В силу определённых причин мы не слышали шума воды.

Потом мы спустились к его подножью. Он был весь заледеневший, но чувствовалось, что летом он падает мощными потоками.

На старт

Поднявшись обратно, мы поняли на сколько Сергей был прав. Было оочень жарко! Но при этом раздеться никакой возможности не было, иначе остываешь моментально. Приходилось остужаться в движении.

Мы направились к смотровой площадке. Она была совсем рядом, кажется в трёх шагах от водопада.

И вот мы видим всю долину и даже замечаем место, где расположена наша база. А солнце всё также подсвечивает небосвод откуда-то снизу.

На старт

С нами в дороге была Айка - это местная собака. Просто прелесть! Такая позёрка - это нечто, но при этом прямо в глаза смотрит редко, всё время с прищуром и будто некой надменностью. Она всё прислушивалась к снегоходам, чьи ревущие моторы доносились до нас из долины.

Потом, вернувшись к лесу, мы надели наши снегоступы и пошли обратно к базе уже на них. Снега намного более, чем по колено, а в снегоступах нога опускается лишь на 10-20 см, ну иногда и в них немножко утопаешь, но это не критично. А уж как в скорости прибавляешь по заснеженному лесу - не передать. Мы по достоинству оценили их!

Вернувшись на базу, мы немножко пообедали и отправились в путь уже на снегоходах. Мы добрались до перевала Южный Рисчорр.

На старт

Потом мы вернулись обратно и поехали в другую сторону - к озеру Гольцовое.

Так жалко было, что все не расселись так, как это было задумано изначально: на скамейки на оленьи шкуры вокруг стола. Но было так холодно и мы так замёрзли, что все столпились у костра и едва не плавя свои ботинки. Было и правда очень холодно. Раз ногу подняли, к костру придвинули, погрели. Два ногу подняли, повторяем зарядку. Не забываем шевелить пальцами рук! А то стакан с глинтвейном не удержать будет. И ещё вкусное мяяясо! Ээх.. Но вот уж странная штука, на глинтвейн и шашлык народ не особо и налегал. Так, скушали по порции шашлыка, да по паре стаканчиков глинтвейна оприходовали. И всё. Возможно из-за мороза народ не особо хотел есть (хотя на следующий день, вспоминая вкус нежного мяса, у нас текли слюни). Дядя Коля с Сергеем шутя недоумевали: что дважды странные вещи происходят на их глазах! - народ шашлык не ест, глинтвейн не пьёт. Кстати, перед поездкой на снегоходах Сергей попросил всех сходить в туалет, типа, возможности больше не будет (в комбинезон-скафандр, в тепле и при свете влезть не просто, а тут ночью, на улице снять\надеть). Ага, щас! После глинтвейна, девчёнки-хохотушки по нескольку раз умудрялись отлучаться по делам в лес, освещая себе дорогу налобным фонариком :) Ещё дядя Коля с Сергеем всё посмеивались над нами и удивлялись - почему, мол, никто не собирается в прорубь нырять после сегодняшней вечерней бани. Мол, это даже не обсуждается и все будут. Мы улыбались, а про себя-то думали - уж мы-то точно не будем, но попаримся обязательно.

Но вот мы уже заводим холодные двигатели снегоходов, и едем на базу. Быстренько собираем вещи и бегом направляемся к уже растопленной бане. Нас изначально должно было быть две группы по 6 человек. Но почему-то собралась только одна и всего пятеро. Наверное все испугались наставлений по поводу проруби. Но ведь никто же не заставляет! Мы вот не собираемся туда прыгать - мы что, сумасшедшие что ли, добровольно прыгать в прорубь при минус 30 (или сколько там было на градуснике?) В раздевалке холодно, пол ледяной (в прямом смысле, там был лёд), в предбаннике приятнее, там уже прохладно, а вот банька.. уух!

Мы греемся, отогреваемся точнее. Обсуждаем, что хотелось бы попробовать снежочком себя потереть. Шутим, что жёлтым снегом не обтираться. Выглядываем в окошко, подбираем себе место "посадки" где можно было бы опустить безболезненно свои попы. Ну вот, мы созрели. Пора на улицу.

Выбегаем поодиночке (чтобы не толпиться), с криками-орами, попутно пугая местных собак, обтираемся снегом. Эх! Хорошо! Греемся снова, ещё греемся. Опять бежим на улицу. Опять визжим от восторга и обтираемся снегом. А снег-то царапается! Греемся..

В процессе согревания или уже перегревания приходит мысль.. Да-да! Снег царапается, а может попробуем в прорубь? Тут и Лариса пришла, говорит так уверенно, что, мол, опыт у неё уже есть и она твёрдо решила искупаться причём ровно три раза. Думаем. Думаем ещё раз.

Решаемся. Всё, решено. Плюхнемся в прорубь! Разогреваемся хорошенько, затем парами добегаем до проруби и, с уханьем\аханьем, прыгаем в неё (один ныряет, другой помогает вылезти из проруби, т.к. лестницы\перил нет). Но как же хорошо, аж дух захватывает!

Срочно, в быстром темпе бежим обратно. Ступни прилипают ко льду. И вот мы уже опять в тепле. Ноги холодные, всё холодное. Морально удовлетворены. В запале решаемся ещё на одну авантюру: хотим добежать до базы в купальниках. Заранее складируем все вещи так, чтобы можно было быстро их схватить, аккуратно ставим сапоги и кладём шапки, чтобы можно было бы быстро их напялить. Греемся до упора, и.. в путь! Как на соревнованиях бегом обуваемся, надеваем шапки и бежим что есть мочи, попутно спотыкаясь и пытаясь разглядеть дорогу.

Ночь, темень, а бежать нужно в горку по узкой тропинке со ступеньками. Сашка впереди бежит, а с него пар валит! Выглядит будто приведение. Меня охватывает смех и я чуть было не споткнулась из-за этого. Полотенце пытается с меня свалиться, боюсь его поддёргивать, чтобы не уронить то, что напихано в куртку. Забегаем на базу. Народ сидит в холле, смотрят какой-то фильм. И тут вбегаем мы в облаках пара. Кто-то из народа протягивает - вот это даа! А мы - да, это мы :)

А ночью мы наблюдали северное сияние... Вообще очень многие едут в те края именно за этим зрелищем и, кажется иной раз, что они думают будто кто-то на небе его включает, а не то, что это истинно природное явление и может повезти с ним, а может и нет. Девчёнки из нашей группы говорили, что в прошлую ночь они видели сияние, но как-то они не поняли, что это было именно оно. И если бы им Дима конкретно не сказал куда следует смотреть, они бы и не увидели. Я была расстроена тем, что в ту ночь я предпочла сон сиянию, но кто знал? В этот раз мы собрались дружной компанией в холле и стали спорить о том, какой фильм нам посмотреть (надо сказать, фильмотека там основательная и на любой вкус). Ещё за ужином мы начали смотреть "День сурка", продолжили им же, потом сначала выбрали один фильм, начали смотреть - не пошло, выбрали второй - тоже. В конце концов мы определились. Смотрим.

Вдруг кто-то заходит с улицы со словами: "Ну кто там хотел северное сияние?" Мы все повскакали, побежали по номерам за куртками, фотоаппаратами. Хорошо я взяла с собой штатив! Выбегаем на улицу, а там оно! Словно ночная радуга! Вот такой огромной дугой! И это сияние постоянно меняется, появляются какие-то вспышки, которые словно столпы взмывают в небо и потом передвигаются по небосводу. Смотрим - появляется вторая радуга, первая как-то бледнеет. Вторая радуга была значительно меньше и бледнее. Кажется сияние закончилось, а мы замёрзли. Пошли по номерам. Все довольныыые! В номере пытаюсь посмотреть, что там получилось через объектив. Образуется потихоньку конденсат от отогревания и ничего не видно.

Стук в дверь. Заглядывает Аня со словами: "Там опять и такооое!" Быстро одеваюсь и выскакиваю на улицу. Объектив весь мутный, пытаюсь вытереть его перчаткой (знаю, нехорошо). А небо тем временем становится зелёным, а в правой части иногда даже розоватые вспышки солнечного ветра! Мелкие вспышки тем временем складывались определённо в какие-то фигурки! То это были зигзаги а-ля Зорро, то треугольники, то круги.. Учитывая то, что всё это действо происходило в рождественскую ночь и было это столь волшебно, что нам казалось, что сиянием явно управлял какой-то человечек из-за гор и что он нам сейчас напишет на небе "С Рождеством!". Кажется мы даже увидели букву "С" :)

Это было и правда восхитительно и незабываемо. Даже в тот сильнющий мороз нас хватило на столь долгое время, днём мы бы уже наверное губами ворочать не смогли от холода. Фотографии анимированные, поэтому по началу будут подтормаживать.

На старт

На следующий день нас ожидал радиальный маршрут, апогеем которого был перевал Северный Рисчорр.

Подъём на него был довольно крутым, а вот спуск... Перед ним Сергей постарался нас морально подготовить словами: спуск не такой уж и сложный, но кое-какое место может сильно сжаться. Затем он нас всех основательно проинструктировал: езжайте только по моему следу, крепче держите руль, забудьте про акселератор, забудьте про тормоз (если вдруг решили попробовать притормозить, то нажимайте на тормоз только кратковременно и с минимальными усилиями). Короче, удерживайте прямо руль, и постарайтесь получить удовольствие. Спускались мы по очереди, по одному снегоходу. Внизу Сергей по рации давал разрешение на спуск очередного экипажа. Было здорово! На какой-то момент, ощущения были сродни свободному падению.

На обратном пути мы шли через Умбозерский перевал, где обнаружили наших любимых "тролликов". Только среди тех камней ещё, по традиции, кладут в бутылку (или другую ёмкость) конфетку\сигарету\сувенирчик, записку с именем руководителя, названием группы, датой когда был взят перевал. Чем-то похоже на систему geocashing. Погода тем временем была не очень: мутно, всё будто в дымке, иной раз мело, правда было не так морозно.

Мы вернулись на базу и после плотного обеда сходили ещё раз в лес на снегоступах. Правда в этот раз мы довольно долго шли пешком по рыхловатому снегу, поэтому, надев эти чудо-изобретение, мы опять во всей красе ощутили их прелесть. Как же всё-таки с ними удобно! Надо было просто почувствовать разницу своими ногами. А снег был оочень глубокий и такой мягонький, пушистый - вот в него бы упасть-то после баньки-то! Но нам пора уже обратно. Собираем свои вещи и готовимся отбыть в Кировск. Сергей заранее предупреждает, что на некоторых участках метель и ничего не будет видно - мужайтесь. По началу всё было хорошо. Потом в какой-то момент всех остановили и дали указание держаться как можно ближе друг к дружке. И совсем скоро стало понятно почему - впереди видны только фонари от идущего снегохода. И как только ты начинаешь их отпускать, т.е. отставать, так начинается некое подобие паники - мол, ты здесь останешься совсем один и никто тебя не спасёт. Почему-то о том, что сзади тебя тоже идут снегоходы, ты не думаешь :) Но всё хорошо, мы молодцы и дошли до базы без приключений, точнее без проблем, ведь эту метель для нас и можно назвать некоторым маленьким приключением. На базе сдаём всю свои амуницию и собираемся в то же кафе "Kaffein" для праздничного ужина. Там нам всем выдали дипломы, свидетельствующие то, что мы прошли начальное обучение в школе горного вождения снегоходов (звучит солидно :), за время которого преодолели 130 километров. Мы поболтали о том, о сём и попрощались. Нам ещё предстояло провести эту ночь в той же гостинице "Эккос". На утро мы выдвинулись до Кондопоги. Там мы остановились в гостинице Кивач. Вот только картинки на сайте обещали цивильные и современные номера, мы же увидели совок! Как будто через машину времени прошли. Всё прямо пахло советским союзом и обстановка была соответствующая, будто не тронутая с тех времён. Даже вопреки сложившейся у нас традиции, мы не стали фотографировать "на память" этот номер. Мы не будем скучать по этой гостинице. Но, должны признать, что ценник за номер был адекватно низким. На следующий день нам предстояло просто доехать до дому.